фенотипы бронхиальной астмы

Клинические фенотипы атопической бронхиальной астмы и дифференцированная тактика диагностики и лечения тема диссертации и автореферата по ВАК 14.00.36, доктор медицинских наук Ненашева, Наталья Михайловн

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.

1.1. Атопическая бронхиальная астма.

1.1.1. Определение и эпидемиология.

1.1.2. Этиология и патогенез.

1.1.3. Клинико-диагностические особенности атопической бронхиальной астмы.

1.1.3.1. Бронхиальная астма (БА) и атопический дерматит.

1.1.3.2. Бронхиальная астма и аллергический ринит.

1.1.4. Клинико - диагностическое значение неинвазивных методов определения воспаления при атопической бронхиальной астме.

1.1.4.1 .Значение оксида азота в выдыхаемом воздухе (NOex).

1.1.4.2. Метод индуцированной мокроты.

1.1.5. Особенности лечения атопической Б А.

1.1.5.1. Значение элиминационных мероприятий.

1.1.5.3. Аллергенспецифическая иммунотерапия (АСИТ).

1.2. Клинико-функциональные особенности бронхиальной астмы в подростковом возрасте.

1.2.1. Бронхиальная гиперреактивность.

1.2.2. Диагностика бронхиальной гиперреактивности. Бронхопровока-ционные тесты.

1.3. Полиморфизм р2-адренорецепторов и его влияние на течение и терапию бронхиальной астмы.

1.4. Контроль БА и методы его оценки.

1.4.1. N0 в выдыхаемом воздухе.

1.4.2. Бронхиальная гиперреактивность.

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Общая характеристика больных.

2.2. Методы исследования.

2.2.2.1. Кожные пробы и аллергометрическое титрование.

2.2.2.2. Назальные провокационный тест и аллергометрическое титрование.

2.2.3. Функциональные методы обследования.

2.2.3.2. Методика проведения бронхопровокационного теста с мета-холином.

2.2.3.3. Методика проведения бронхопровокационного теста с физической нагрузкой.

2.2.3.4. Методика проведения стандартного бронхопровокационного теста с аллергеном.

2.2.3.4.1. Бронхопровокационный тест с десятикратными разведениями аллергена.

2.2.3.4.2. Бронхопровокационный тест двукратными разведениями аллергена.

2.2.3.5. Методика проведения низкодозового бронхопровокационного теста с аллергеном.

2.2.4. Метод определения оксида азота в выдыхаемом воздухе.

Подробнее

Клинические фенотипы бронхиальной астмы у подростков: трудности диагностики и терапии

Несмотря на то, что термин «фенотип» был предложен еще в начале ХХ века, процесс идентификации фенотипов астмы и создания на этой основе классификационных критериев болезни оказался не совсем простым.

Фенотипы астмы у детей

Проблемы патофизиологической неоднородности и клинической многоликости различных форм бронхиальной астмы (БА) активно разрабатывались отечественными учеными [1, 2], в той или иной степени находили отражение в различных классификациях [3], а современный этап изучения БА ознаменован включением понятия о гетерогенности непосредственно в определение болезни: «Астма является гетерогенным заболеванием, характеризуется, как правило, хроническим воспалением дыхательных путей» [4].

Фенотипирование заболевания и связанного с ним эндотипирования становится ключевым для выбора оптимальной терапии при астме, позволяет обеспечить дифференцированный подход к лечению, разработке индивидуальных схем терапии данного заболевания и эффективных алгоритмов применения лекарственных препаратов [5].

Фенотип (от греческого слова phainotip — являю, обнаруживаю) рассматривается как совокупность характеристик, присущих индивиду на определенной стадии развития, своеобразный «вынос» генетической информации навстречу факторам среды; это клинически наблюдаемые паттерны, клинические и морфологические находки, ответ на лечение. Фенотип формируется на основе генотипа, опосредованного рядом внешнесредовых факторов, это то, что мы видим и, возможно, можем изменить. Эндотип описывает ключевые патогенетические механизмы для определенного фенотипа астмы.

Возраст является одним из главных факторов, формирующих фенотип астмы, и включает в себя патофизиологические события, экспозицию аллергенов и триггеров, а также изменения естественного течения болезни. Важные аспекты гетерогенности детской бронхиальной астмы и ее течения в различных возрастных группах нашли свое отражение в современных клинических руководствах [6, 7].

Подробнее

Современная и прошлая история бронхиальной астмы

Такое заболевание как бронхиальная астма известно человечеству еще с древних времен. В переводе с греческого языка «астма» означает дыхание с открытым ртом или одышку. Живший в 17 веке основатель пневмохимии Ван Гельмонт разделил астму на три вида, в зависимости от степени затруднения дыхания: сухую, мокрую и астму с отхаркиванием флегмы.

Подробнее

Современное представление о фенотипах бронхиальной астмы

Более половины больных персистирующей бронхиальной астмой (БА) не имеют контроля заболевания, несмотря на прогресс в фармакотерапии. Современный менеджмент БА требует разработки целевого лечения с учетом клинических и биологических фенотипов заболевания. Идентификация фенотипов БА проводится на основании клинико-биологических параметров и кластерного анализа, позволившего выделить 5 кластеров астмы у взрослых, различавшихся клиническим течением, интенсивностью и типом воспаления. Био- или воспалительные фенотипы БА отражают тип воспаления дыхательных путей: эозинофильный и неэозинофильный. Аллерген-специфическая иммунотерапия и анти-IgE-терапия (омализумаб) являются доступными в настоящее время видами фенотип-специфического лечения БА.

Введение

Несмотря на очевидный прогресс, достигнутый в терапии бронхиальной астмы (БА) за последние годы, она по-прежнему остается причиной инвалидизации больных и смертельных исходов [1]. Кроме того, более половины больных БА, получающих лечение, не имеют контроля заболевания, что сопряжено с высоким риском развития обострений [2]. Современный менеджмент БА требует глубокого анализа факторов, ответственных за прогрессирование заболевания и развитие обострений, а также разработки целевой терапии БА с учетом клинических и биологических фенотипов болезни.

Подробнее

Диагностическая трактовка понятия бронхиальная астма. Фенотипы и уровни контроля над заболеванием

Перцева Татьяна Алексеевна, член-корреспондент НАМН Украины, д.м.н. профессор, заведующая кафедрой факультетской терапии Днепропетровской Государственной Медицинской Академии

Милет Константинопольский ещё в 800-м году нашей эры считал астматиками пациентов с частым затруднённым дыханием, сопровождающимся свистящими хрипами. Проблема бронхиальной астмы (БА) не решена по сегодняшний день:

- около 300 млн. человек во всём мире страдает этим заболеванием

- БА является наиболее распространённым хроническим заболеванием у детей

- дискомфорт, испытываемый пациент с бронхиальной астмой, сравним с таковым при диабете и шизофрении

- распространённость БА в Украине составляет всего 0,5%, что говорит о низкой выявляемости заболевания (в развитых странах эта цифра составляет в среднем 5 – 6%, и даже до 15%).

В то же время успехи медицинской науки привели к появлению новых взглядов и подходов к проблеме, которые позволяют более эффективно лечить заболевание и добиваться контроля над заболеванием.

Несмотря на то, что в последние годы появились новые эффективные препараты, позволяющие контролировать бронхиальную астму, почти половина пациентов не достигают контроля БА, что приводит к усилению симптомов заболевания и ограничению повседневной активности:

- 80% пациентов считают, что астма ограничивает их жизнь, даже не зная, что это заболевание можно контролировать и иметь хорошее качество жизни;

- 90% пациентов с бронхиальной астмой воспринимают симптомы заболевания как обязательную, неотъемлемую часть своей жизни.

К сожалению, применение противоастматических препаратов (бронхолитиков) короткого действия, оказывающих кратковременный эффект и НЕ способствующих контролю над заболеванием, составляет в Украине львиную долю в терапии больных с бронхиальной астмой, что совершенно не соответствует принятым во всём мире международным критериям и консенсусам, принятым по бронхиальной астме.

Подробнее